Фрагменты эксклюзивного интервью Майкла Фремера

11.07.2013

Майкл Фремер, StereophileМайкл Фремер получил прозвище Мистер Винил не только благодаря повышенному вниманию к виниловой тематике на посту главного редактора Stereophile. По его словам, он коллекционирует грампластинки с трёхлетнего возраста. А свою «компанию за винил»  ведёт с тех пор, как впервые послушал запись на CD и понял, что её звучание ужасно. В 1983 году Фремер, ещё не будучи аудио журналистом,  написал несколько писем и статей в музыкальные издания Лос-Анджелеса о грядущей «цифровой катастрофе».

В своём эксклюзивном интервью monostereo.com Фремер излагает мысли, которые кому-то покажутся парадоксальными. Однако за его словами стоит громадный опыт и авторитет ведущего аудио журналиста мира.

Как вы думаете, почему винил любим многими аудиофилами?

Всё очень просто: он звучит гораздо лучше

Не могли бы вы рассказать подробнее о топовых  картриджах. Головки звукоснимателя state of the art.  Что делает их такими особенными?

Топовых картриджей  много. То, что их отличает от младших собратьев – это  материал корпуса, конструкция, профиль иглы,  материалы катушки и ручная настройка - это могут позволить только самые дорогие картриджи.. Самые выдающиеся головки звукоснимателя  -  Benz, Transfiguration, Koetsu, Sound-Smith  и т.д. .... не могу их все перечислить ....

Можете ли вы рассказать о вашей точке зрения на «реалистичное звучание»?

Все записи - это «иллюзии». «Абсолютного звука» не существует. Конечно,  некоторые  иллюзии великолепны! Но есть и много слабых. Многие «аудиофильские» записи, сделанные при помощи удалённых микрофонов, могут казаться «чистыми», но они мертвы. Звукозапись - это искусство, а не религия!

Какую вертушку можно назвать «конструкцией мечты»?

Я видел некоторые секретные разработки тонармов, которые, я думаю, поднимут аналоговое воспроизведение на новый  уровень.  Кроме того, появляются  более эффективные вертушки по более низким ценам. Люди, делавшие записи на виниле в  50-х и 60-х годах, понятия не имели, насколько хороши те записи на самом деле. Со временем они становятся все лучше и лучше.

Можете назвать лучшие тонармы и проигрыватели виниловых дисков из присутствующих на рынке?

Их  много .... лучший из  дешевых  Pro-Ject Carbon.  Лучшие из  дорогих?  Их производство ограничено, но оставляя это в стороне, мне нравится TW Acustics, Brinkmann, AMG, VPI Classic, Kuzma, Acoustic Signature, Avid, Basis (хотя я не поклонник акриловых поворотных дисков  в дорогих проигрывателях), некоторые из Clearaudio (только не их большой стол), Dr. Feickert, Funk, J.A. Michell, Nottingham, Origin Live, SME, Simon Yorke...... так много хороших ... Не могу все перечислить ....

Что вы думаете о проблеме «лампы против транзисторов»?

Я только что закончил статью о Lamm ML-2 А Signature, где коснулся этой темы.  Обе противоборствующие стороны не правы, это очевидно. Ни лампа, ни транзистор не звучат так,  как настоящая  музыка. Но вы можете сделать выбор согласно своим предпочтениям.  Я не думаю, что что-то из них «лучше» звучит, хотя мы знаем, чьи измерения лучше. Однако это не так уж и важно. И если бы я пошел по этому пути, я бы кончил тем, что слушал бы CD! В настоящее время я в транзисторном лагере по поводу усилителей и предуслителей, но кое-где мне нравится и лампа, например, в качестве фоно предусилителя.

Что, по вашему мнению, ставит аналог выше цифры?

Ощущение  музыкального потока и гармонической  благодати.  Более правдоподобная  инструментальная атака,  музыкальная  щедрость  и, так или иначе, более полная иллюзия, что живые исполнители находятся прямо перед вами.

Винил  приковывает внимание, и ты больше ничего не хочешь делать. Если я начинаю слушать записи, то могу не спать всю ночь. С цифрой мне становится скучно через некоторое время. Я думаю, что винил тише, чем цифра. Это другой вид тишины, который трудно объяснить, но когда вы переключаетесь  с  цифры на аналог, появляется  чувство, что неслышимый, но ощущаемый  «шум» исчезает.  Когда это происходит, ваше тело расслабляется.

Каково, на ваш взгляд, значение «built in»  элементов? И есть ли необходимость в экзотических  деталях?

Я не знаю, что вы подразумеваете под «built in» элементами. Потребность в экзотических деталях?  Некоторые люди  отдают предпочтение  определенным маркам конденсаторов и резисторов, более дорогим, чем коммерческие. 

Я побывал  в  демо  Ypsilon в Греции, где дизайнер Димитрис Бакалавас поменял всего  ОДИН конденсатор в простой схеме усилителя,  и звуковые различия  были огромны.

Так что да, я считаю, что разработчики, которые выслушивают компонент за компонентом в схеме, получают  лучшие результаты.

Является ли классическая музыка самым лучшим материалом для тестирования  проигрывателей винила state of the art?

Я бы сказал, акустическая музыка - будь то классика, джаз или фолк. Я не знаю, как можно оценивать  аудио компоненты,  не используя  хорошо записанную акустическую музыку. Хорошее сочетание симфонической и камерной музыки, джазового вокала и небольшой группы музыкантов  имеет важное значение в  миксе.

Как провести грань между разрешением, прозрачностью  и музыкальностью при формировании системы?

Вместо того чтобы проводить грани, найдите лучше хороший баланс. Высокое разрешение без музыкальности  дает аналитический звук, который сначала  захватывает, но вскоре вы  прекращаете слушать.  Культ  «музыкальности» обычно ведёт к мягкому, сырому, чрезмерно романтическому и теплому звуку, который имеет мало общего с живой музыкой. Прозрачность всегда хороша, но только в контексте хорошего баланса всех составляющих. Например, если вам нравится быстрый, прозрачный, аналитический звук усилителя Solution, попробуйте сбалансировать его с помощью теплых и всепрощающих колонок. Но если вы владелец Magico Q5, отличных, на мой взгляд, колонок среди «аналитических», то  сочетание этих двух компонентов едва ли даст вам хороший баланс прозрачности, разрешения и музыкальности ....

В чём истинный смысл high end audio с вашей точки зрения?

Это любая система, которая достаточно хороша, чтобы занимать все ваши чувства и удерживать ваше внимание во время прослушивания, чтобы вам больше ничего не хотелось  делать.. ни читать, ни ёрзать, ничего... Система не должна быть  обязательно дорогой. Просто умело собранной.

Мы живём в эру цифрового звука, когда всё постоянно меняется.  Как далеко это зайдёт?

Спустя годы многое улучшилось. Но это заняло десятилетия. Проблема в том, что большая часть доступных сейчас записей, плохо  переведена в цифровой формат. После  аналоговых десятилетий мало кто знал, что делает.

По-моему, цифровой формат оказался гораздо более разрушительным, чем аналоговый.  В звуковом отношении, высокое разрешение стало большим шагом  вперед.

К сожалению, есть скептики, которые все еще думают, что CD - разрешение  является «совершенным», и что 96/24 это  просто «реклама», так как различия не слышимы. Их «доказательствами» является математика, а не прослушивание.  Они сами становятся своими злейшими врагами, потому что с течением времени люди, которые верят им, оказываются перед лицом истины, выведенной на основе прослушивания.

Как вы думаете, сможет ли цифра когда-нибудь приблизиться к аналогу?

Это сродни проблеме «лампы  против транзисторов», они всегда будут разными. Лучшее цифровое звучание  описывается как «analog-like». «Analog»  всегда будет  «analog» для моих ушей, а не «analog-like».

Лучшая система, которую вы когда-либо слышали?

Один парень из Греции был так любезен, что доставил меня самолётом, чтобы послушать его систему. Огромные рупорные колонки Cessaro, усиление от  Audio Note, Continuum Caliburn, предусилитель Ypsilon и фоно предусилитель DCS Digital. Ключевым моментом была огромная комната прослушивания с выполненной на заказ акустической обработкой. С  балконом!!! Это производило впечатление  картины в натуральную величину, со всей ясностью, прозрачностью и музыкальным правдоподобием. В моей практике  не было ничего подобного.  Моя система отличная, но в миниатюре, так как комната относительно небольшая. И если звук моей  системы захватывает и создаёт хорошую иллюзию, то звучание его системы создавало иллюзию такого масштаба, что это нужно просто услышать, чтобы понять.

Каким вы видите состояние современного high end сообщества?

Я настроен оптимистично, потому что новое поколение аудио энтузиастов  поднимается  на борт, проходя  через виниловые двери.

Каково, по-вашему, будущее аналога?

Подъём вверх и вверх. Однако я желаю, чтобы больше музыкантов  могли себе  позволить записываться на магнитную ленту.  Ведь  это  дорого. Винил на подъёме и не собирается уходить со сцены в ближайшее время. Сегодня дети любят  «старую» музыку. Классический рок. Лучший способ слушать его - винил. Когда уйдёт старшее поколение, их коллекции грамзаписей станут доступными для молодого поколения. Пластинки, которые шли на выброс, сегодня опять в цене!

Можете назвать ваши самые любимые виниловые альбомы?

«Ogden's Nut Gone Flake», «Revolver», «The Beatles»,  «Who Sell Out»,  «Forever Changes» (Love), «Another Green World», « Avalon»,  John Coltrane's «My Favorite Things», «Waltz For Debby».... .... И опять, я мог бы продолжать дальше и дальше ...

Есть ли в аудио место для мистики или важна только качественная инженерия?

Там нет места для "мистики". Значение имеет только  сочетание  отличной техники и хорошего прослушивания. Возьмите хорошо разработанные схемы, и воспроизведение будет хорошим. Начинайте слушать, заменяя одни компоненты на другие с теми же значениями, и вы услышите различия, иногда очень существенные.

Ребята,  базирующиеся на серьёзной инженерии и завершающие разработку ПРОСЛУШИВАНИЕМ, создают  «мистический» звук. Это делают они,  а не «любители» возиться с цепями в надежде случайно наткнуться на что-то хорошее.

Какое звучание является для вас настоящим high end звучанием?

Когда я могу не спать всю ночь, слушая музыку, несмотря на то, что хотел проиграть всего одну запись. И в конце выйти из комнаты прослушивания  более отдохнувшим и свежим, чем когда я начал.