25 лет Natural Audio: «Четверть века мы стремимся к совершенству»

26.09.2018

-Ваша фирма, Natural Audio, один из старейших российских производителей аудиоаппаратуры, в скором времени отпразднует свой 25-летний юбилей.
В связи с этим интересно было бы узнать, как все начиналось?

-Наш путь в  аудио начался на кафедре электроакустики и радиовещания МТУСИ, где мы занимались разработкой разной профессиональной аудиоаппаратуры.

-А как перешли к Hi-End аудио технике?

-Будучи меломанами, мы с товарищами быстро пришли к выводу, что многие образцы профессиональной аудиотехники, относительно достоверно передающие формальную звуковую, внешнюю часть музыкального образа, не способны точно воспроизводить те тонкие составляющие музыкального произведения, которые призваны в конечном счете волновать нашу душу и которые составляют самую его суть. С этого момента мы начали работать над созданием колонок и усилителей для домашнего аудио высокой верности воспроизведения.

-Насколько мы понимаем, в таких неуловимых вопросах, как точная передача эмоциональной составляющей музыки, для инженера всегда существует проблема объективности?

-Верно подметили. Поскольку всегда существовала проблема проверяемости, повторяемости и объективности таких вещей, нами была также разработана специфическая система тестирования, позволяющая проверять воспроизведение нашими системами средств музыкальной выразительности, таких как темп, напевность, тембр, точность передачи пауз, агогика, эмоциональная амплитуда, интонирование и тд.

-В области акустики, какую главную техническую задачу на этом пути вы видели?

-В самом начале нашей деятельности достижение эффекта присутствия, своего рода соучастия слушателя в музыкальном событии, виделось нам главной задачей. Позже на проблему стали смотреть шире.

-Какими техническими средствами это решалось?

-Путем создания максимально ровного звукового поля в акустических системах, где излучение идет в виде неких концентрических звуковых сфер по всем направлениям из расположенных на шести гранях динамиков.Таким образом равномерно заполняется пространство.Так родилась всенаправленная акустика, типа "пульсирующая сфера", обладающая удивительно певучим звучанием. А сейчас мы строим открытые на СЧ/ВЧ системы, типа "щит" и классические АС с максимальным  использованием широкополосников с корректирующими цепями (не фильтры) и с поддержкой на краях диапазона НЧ звеном и супертвитером. Фильтры не больше, чем 2-го порядка.

-А в области усиления какие технические приемы используете?

Наша общая техническая идеология - всего две реактивности в тракте. Первая реактивность - капсюль микрофона, а вторая —катушка динамика. Это позволяет оказывать минимальное влияние на воспроизведение и точнее доносить до нас замысел композитора.
С точки зрения настройки, мы сначала получаем нужные ТТХ, а на втором этапе- правильные музыкальные параметры (темп, ритм, агогика, кантилена, паузы, слитность и т.д.) путем очень тщательно продуманной топологии, применения материалов, подбора элементов и режимов.
Чтобы получить максимально точное в музыкальном плане звучание, мы применяем гибридную схемотехнику, позволяющую сочетать лучшие свойства ламп и транзисторов и минимальное количество усилительных каскадов. А обратная связь, если она необходима, минимальна и применяется лишь для настройки.

-Насколько нам известно, фирма Natural Audio производит также и предусилители, ЦАП, АЦП, фонокорректоры, микрофонные предусилители. Можете отметить какие-то особенности вашего подхода к малосигнальным приборам?

-Общее у нас в этих приборах то, что отсутствуют ООС, а всё изготовлено на дискретных элементах, без операционных усилителей. Проходные элементы отсутствуют. Это убирает окраску в звуке и дает особую чистоту звучания.
Схемотехника на основе полностью балансных усилителей постоянного тока (УПТ). Регулятор чувствительности суперпрецезионный на реле и высококачественных резисторах. Он практически не привносит окраски в звук. Все цепи имеют раздельное питание, высококачественные тороидальные трансформаторы и очень малошумящие схемы (Very Low Noise) блоков питания, за счет оригинальной схемотехники.

-Какова основная идея вашего творчества?

Вот уже четверть века мы стремимся построить совершенные аудиосистемы, способные передавать не только чистые звуки, но и нечто самое важное в музыке, остающееся за рамками простого звукоизвлечения. То тонкое, но очень важное, что остается в нашей душе, когда звуки умолкают.