Легенды аудио: KOETSU - головки звукоснимателя

03.04.2014

Koetsu — музыка, рождающаяся на острие иглы

Вот причуда знатока!
На цветок без аромата
Опустился мотылёк.

Страна Восходящего Солнца подарила миру удивительную поэзию (предельно лаконичную по форме, но безбрежную по глубине), универсальные боевые искусства (соединяющие  пластику тела с древними духовно-философскими системами),  фантастическую живопись и каллиграфию, тесно переплетающиеся (в своих мистических основах) с традиционными техниками фехтования, актерского и музыкального мастерства…

Многие поклонники Hi-End аудио знают Японию и как родину уникальных аудио-электронных «произведений искусства», в которых синергетично проявлены ортодоксальные традиции самурайской доблести, безупречная отточенность формы (рождающаяся из глубин авторского осмысления законов бытия) и современные  технологические решения, идущие на гребне волны прогресса  и инженерной мысли.

Компания, выпускающая уникальные, эксклюзивные головки звукоснимателей Koetsu — одна из подобных «редких жемчужин» не только японской, но мировой Hi-End культуры. Изделия компании, обладают своим собственным дизайнерским и акустическим колоритом, который невозможно спутать ни с чем. По признанию многих ценителей аналоговой аппаратуры, творения Koetsu дарят подлинную радость, наполняя прослушивание медитативным, останавливающим время созерцанием просторов безбрежного музыкального океана. 

Koetsu — звук и дзен

О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему -
В этом высший подвиг цветка!

Как это обычно бывает в сфере Hi-End, за тем или иным брендом стоит Личность основателя — весьма и весьма неординарного человека, гармонично соединившего  в себе вибрации самых разных культурных, творческих, технических и философских сфер естествознания. Именно это и помогает ему, воспринимать «тонкие материи» музыкальных произведений и одновременно успешно решать технические задачи для наиболее ясного, красивого и безупречного (с его точки зрения) преподнесения музыкального материала. 

Отец - основатель Koetsu - Йошиаки Сугано (1907-2002)

Получил образование политолога (в университете Мейжи), параллельно проявляя особый интерес к изящным искусствам (живопись, каллиграфия, хоровое пение), а также прослушиванию и конструированию аудиоаппаратуры. Кроме того, еще со студенческих лет Йошиаки Сугано  серьезно занимался боксом и традиционным японским фехтованием на мечах, достигнув в этих дисциплинах достаточно высоких (по национальным меркам) результатов.

До 60 лет Сугано проработал в автомобильной индустрии (в компаниях Ford и Toyota в качестве дизайнера, руководителя проектной группы, старшего менеджера…), уходя на пенсию, был  управляющим департаментом продаж автомобилей Toyota в Японии.
Занятие традиционным фехтованием привело Сугано к освоению металлургии, кузнечного дела и других сопутствующих традиционных ремесел. А увлечение хоровым пением и любовь к классической музыке проявили талант Йошиаки Сугано в области аудиоинженерного искусства — г-н Сугано некоторое время работал с Шуихиро Нагата из Japanese Wireless Corporation, конструируя ламповые усилители. В то же время он производил акустические системы на базе драйверов Telefunken.

Мистическое соединение

Над ручьём весь день
Ловит, ловит стрекоза
Собственную тень

Головки звукоснимателя Koetsu

Однажды Йошиаки Сугано понял, что головка звукоснимателя является самой сакральной частью аналогового тракта — именно в точке контакта пластинки с иглой фонокртриджа (при слиянии энергий «инь» и «ян») и рождается новая звуковая Вселенная. По всей видимости, волшебство этой мистерии столь заинтересовало мастера, что, уйдя из «большого бизнеса», он по велению души, всецело посвятил себя созданию фонокартриджей. И основал компанию Koetsu, названную так в честь Хонъами Коэцу (1558–1637) — легендарного японского художника, каллиграфа, керамиста и мастера работы по лаку.

Работая над изготовлением головок звукоснимателей (исключительно MC-типа), г-н Сугано использует весь свой жизненный и профессиональный опыт, дизайнерские, художественные, инженерные и философские наработки. В труде мастера гармонично соединились культурные традиции старой Японии (акцент на миг «творческого озарения», ручной скрупулезный труд, использование аутентичных природных материалов и техник их обработки, художественный артистизм) и технологические веяния Японии новой (применение инновационных решений в сотрудничестве с Университетом Северной Японии).

Для создания своих «маленьких шедевров» Йошиаки Сугано использовал ценные сорта древесины, а также такие минералы как оникс, тигровый глаз, жадеит, дьюмортьерит в сочетании с традиционными техниками лакировки /обработки камня. Для магнитов картриджей Сугано применяет самариум-кобальт и платину чистоты 99,999% (в старших моделях). 

Легенды Аудио. Головка звукоснимателя Koetsu Tiger Eye Platinum

Головка звукоснимателя Koetsu Tiger Eye Platinum

Головка звукоснимателя Koetsu Azule Platinum

Головка звукоснимателя Koetsu Azule Platinum

Обмотка подвижных катушек из чистейшей меди — еще один важный элемент, оказывающий влияние на качество звучания. Сначала в картриджах Koetsu применялась медь 99,99%, но мастер не был удовлетворен звуковым результатом. Для достижения цели он решил протягивать медную проволоку (чистоты 99,999%)  внутри тонкой серебряной трубки (что было подвигом сверхчеловеческого терпения) — один проводник как бы располагался внутри другого.
Особое внимание Сугано сан уделил разработке иглы (типа Vital), добиваясь наилучшего  контакта «острия»  (напоминает по форме мяч для регби)  с канавкой пластинки. В качестве демпфирующего материала применяется особый сорт резины, очень долго не меняющей своих свойств.

Мастер тестировал каждую головку звукоснимателя  при помощи специальной пластинки STR-100 CBS/Sony и дисков с записью классической музыки, взятых из собственной огромной коллекции. Система, применяемая для тестирования, состояла из проигрывателя Garrard 401 c тонармом производства самого мастера, предусилителя Krell PAM-3, пары ламповых моноблоков, сконструированных сыном г-на Сугано, и пары АС Pioneer S-5, также разработанных Сугано младшим.

Модельный ряд Koetsu

Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймете мои стихи,
Когда заночуете в поле.

Линейка Koetsu состоит из восемнадцати моделей в четырех подкатегориях: Black Goldline с алюминиевым корпусом (самые доступные по стоимости), Rosewood (головки звукоснимателя в корпусе из лакированного палисандра), Urushi (палисандровые корпуса, традиционная японская лакировка, посеребренная двойная катушка) и серия Stone Body Platinum с самой дорогой головкой звукоснимателя (limited edition) Blue Lace Onyx Platinum с алмазным иглодержателем и платиновыми магнитами.

Головка звукоснимателя Urushi Vermillion, наверное, является самой знаковой моделью коллекции Koetsu, по сути, ее «сердцем». Urushi отличается не только особым лакированным (по канонам древней японской традиции) корпусом (шесть вариантов отделок), но и тем, что только в ней применена «та самая» двойная катушка с посеребренным медным проводом. Здесь использован самариум-кобальтовый магнит и иглодержатель из борового стекла. Заявленный частотный диапазон составляет 20 Гц – 100 кГц; разделение каналов – 25 дБ на 1 кГц; разбаланс каналов – 0,5 дБ на 1 кГц. Внутренний импеданс – 5 Ом, рекомендованный – 30 Ом. Выходное напряжение– 0,2 мВ (требуется использовать качественный повышающий трансформатор / фонокорректор). Масса головки 9 г.

Головка звукоснимателя Urushi Vermillion

Головка звукоснимателя Urushi Vermillion

Каждый картридж Koetsu упакован в изящную деревянную коробочку (вернее даже, шкатулку) ручной работы.

Головки звукоснимателя Koetsu. Упаковка

Впрочем, рассказать о внешних достоинствах и технических характеристиках фонокартриджей — означает не сказать ничего. Основное достоинство головок Koetsu — глубокое, погружающее одухотворенное энергией Мастера (идущей от корней японской культуры) звучание. Лучше один раз услышать.

Звучание фонокартриджей Koetsu

Колокол смолк вдалеке,
Но ароматом вечерних цветов
Отзвук его плывет.

За пределами Японии интерес к головкам Koetsu возник около 20 лет тому назад, когда три модели Koetsu были куплены американцами для показа на зимней CES в Лас-Вегасе. Сегодня имя Koetsu знакомо многим энтузиастам аналогового звука. Более того, головки звукоснимателя Koetsu, обладая особой художественной и даже магической  харизмой, являются коллекционной редкостью.

Мнения многих авторитетных аудиоэкспертов западного мира сходятся на том, что звукосниматели Koetsu обладают индивидуальным звуковым почерком, не относясь, при этом, к самым аналитичным и тонально сбалансированным компонентам. Авторский / мастеровой подход к созданию каждого картриджа наделяет каждое изделие особым волшебством, сравнимым с феноменом ламп, когда измерения говорят одно, а слух — нечто иное.

Звучание Koetsu  впечатляет слушателя необычайным ощущением «когерентности», способностью трансформировать время, завораживая невероятной музыкальностью, благодаря которой можно долго слушать музыку, не ощущая усталости.

Анализируя впечатления меломанов, использующих Koetsu, вырисовывается и такое представление о «звукоизобразительных» качествах фирменных фонокартриджей — они обладают исключительной способностью соединять множество деталей и граней звукового материала в единое и гармоничное музыкальное целое, то есть в умении превращать звучание в музыку. Koetsu в большей степени концентрируется на целом, чем на деталях. Звучание — более роскошное, чем аналитичное. «Ты  забываешь об аудиосистеме и полностью концентрируешься на музыке, звучание является сбалансированным и вместе с тем живым, а также каким-то особенно приятным для слуха».

Хокку — Мацуо Басё

Источник: HiFiNews.ru


Компания Hi-End Centre - эксклюзивный дистрибьютор головок звукоснимателей Koetsu на территории России.